21 апреля на сцене Культурного центра «Москвич» состоится грандиозное шоу «В одном ритме по всему миру», посвященное 15-летнему юбилею тэп-студии «FLAP». В преддверии этого события Dance.ru встретился c основателем и бессменным руководителем проекта, танцором Вячеславом Янковским.
— Как вы начали заниматься танцами?
Все было очень легко и просто. Я учился в школе, в первом классе. К нам пришла девушка и сказала, что в ДК есть танцевальный коллектив, и спросила, кто хочет пойти танцевать? Я сидел на второй парте, по-моему, она на меня посмотрела, я понял, что, наверное, надо идти, и поднял руку. Думаю, что если бы пришел боксер, я бы стал боксером. Все остальное – дело воспитания, потому что мне всегда говорили, если ты взялся за что-то, доведи до конца.
Ансамбль песни и пляски Московского военного округа ПВО
— Как вы узнали о степе?
— Еще до «Riverdance». В Ансамбле песни и пляски Московского военного округа ПВО, где я работал, был флотский номер. Я считаю, что это как раз была чечетка, а не тэп. Конечно, все это было в обычной танцевальной обуви, но номер был по-своему хорош. Когда я приехал в «Riverdance» и познакомился с ребятами, профессиональными степистами, которые там работают, они попросили показать, что я умею, и я станцевал фрагмент нашего флотского номера. Они сказали: «Отлично! В общем, забудь. Начнем сначала».
— Как вы оказались в шоу Riverdance и почему покинули проект?
— Я работал в военном ансамбле, под руководством Сергея Константиновича Назарко. В какой-то момент я узнал, что создается русская фолк-группа «Riverdance», и решил принять участие в кастинге. Я снял видео, отправил кассету и через полгода получил ответ с предложением войти в состав «Riverdance». Это произошло в ноябре 1997 года. Я отработал в «Riverdance» около 2000 шоу, иногда мы выступали по 8 раз в неделю. В 2001 году я получил травму и полгода восстанавливался в Нью-Йорке. К сожалению, после этого пришлось уйти из профессионального танцевального мира. Я уходил в никуда, тогда у меня не было цели создавать коллектив. Тэп-студия «FLAP» постепенно образовалась в 2003 году из небольшой группы, в которой было 5-7 человек. А в этом году мы празднуем 15-летний юбилей.
C Джоном Маколганом
— Кто из учителей или звезд, с которыми вы работали, повлияли на вас?
— Я думаю, что самые важные – первые учителя, которые приоткрыли мне эту дверь. У меня есть видео, как Вэн Портер (Van Porter) давал мне первые уроки, объяснял, как правильно делать удары. Каждый день он показывал мне одно новое упражнение, буквально 30 секунд, а дальше его нужно было отрабатывать. Все время я проводил в репетиционном зале. А самое главное, он говорил мне: «Уважительно относись к жанру. Это очень важно!»
Вэн "The Man" Портер (Van "The Man" Porter), Пэррис Манн (Parris Mann), Мартин Дюма (Martin Dumas), Уолтер Фриман (Walter Freeman) Аарон Толсон (Aaron Tolson) – звезды американского тэпа, работа с которыми на меня сильно повлияла.
Кстати, Аарон Толсон в прошлом году готовил американскую сборную к Чемпионату мира. И мы их сделали. На самом деле, было очень приятно его снова встретить, он познакомил меня с dance captain американской команды. Они подошли к нам и предложили сфотографироваться. Воспитанники «FLAP» заняли первое место в категории juniors (12-15 лет), и их номер открывал Open, когда идут финалы взрослых. После нашего выступления все члены американской команды, которые сидели в зале, встали и волной подняли все трибуны. Это было нереально!
С Аароном Толсоном
— В чем особенность русской школы степа?
— Я не приверженец того, чтобы причислять себя к той или иной школе. Это также как в классическом балете – есть Большой и Мариинка – одни говорят, что делают какие-то движения «правильнее», чем другие. Также и в народном направлении – моисеевцы отличаются постановкой рук от артистов Пятницкого, но все это – русская школа. Как у всех людей разные лица, так и не бывает двух одинаковых хореографов или танцоров. Они могут выполнять одно и то же движение, которое будет выглядеть красиво, но все равно каждый будет делать от себя, от души, и это будет выглядеть немного по-разному.
— В чем ваш подход как педагога хореографа? Как вдохновить учеников, чтобы они делали невозможное?
— Убрать стул из танцевального зала. Надо стоять перед зеркалом и показывать, тогда процесс будет идти. Конечно, тяжело, но он будет идти. И тогда будут говорить: «Вот смотрю на твой коллектив, такое ощущение, что ты один танцуешь». Наверное, это хорошо. Я принимаю это как комплимент.
В 2002 году на «Степ-парад» в Москву приезжал легендарный Савьон Гловер (Savion Glover). Я присутствовал в зале как зритель и в какой-то момент увидел, что на сцене вступает Декстер Джонс (Dexter Jones), с которым я работал «Riverdance». Это был шок! После окончания шоу, я зашел за кулисы, там Декстер представил меня Савьону. Он попросил меня станцевать любую тэповую комбинацию. Когда я сделал это, Декстер спросил у Савьона: «Кто его учил?» А тот ответил: «Вы Портер!» Наверное, именно это и есть «школа», а какая она русская, американская или канадская – вообще не имеет значения.
— Как вы относитесь к смешению стилей, экспериментам в танцах?
— Отлично! Что-то новое должно появляться, только совсем плевать на каноны не стоит. У меня есть внутреннее чувство меры, мы пытается создавать симбиозные решения – например, смешивать хип-хоп со степом, контемпорари и джаз-модерн с какими-то ритмическими основами. Но в гротеск сваливаться не хочется, главное, чтобы это не выглядело смешно.
— Где можно посмотреть в России на лучших танцоров степа?
В России есть много хороших коллективов, которые работают на очень высоком уровне. Жанр развивается. Каждый год, в мае, в рамках Всемирной танцевальной Олимпиады, в Москве проходит Чемпионат России по степу, на который съезжаются лучшие коллективы страны и показывают все, что они могут. У нас есть единицы, которые стали серьезными игроками на мировом уровне, на них можно посмотреть на Чемпионате Мира.
— Что мы увидим на шоу «В одном ритме по всему миру»?
— Плод 15-летней образовательной программы. Результат работы более сотни танцоров, педагогов и всех причастных к тэп-студии «FLAP» за всю историю ее существования. Сначала, мы думали, что уложимся в 10 лет, но этого времени оказалось недостаточно. Некоторые задумки и номера требовали серьезного, тщательного подхода, например, барабанное и лазерное шоу. Это то, с чем нужно работать не один день и даже не месяц. Как можно сразу подойти к барабану и начать играть? Люди учатся этому годами, а нам нужно, и станцевать, и сыграть одновременно. Работа с мечами Дао, подразумевает много репетиций – нужно стоять у зеркала и часами отрабатывать движения, потому что это настоящий спортивный инвентарь, и в неумелых руках он может быть очень травмоопасен. Все это занимает уйму времени, но люди учатся, и мы даем им возможность попробовать все это в студии. А так нужно было бы пойти в разные секции по отдельности: музыка, барабаны, хореография… А мы даем классические, народные танцы, тэп как профиль и много всего дополнительно. В качестве почетных приглашенных гостей нашего юбилейного вечера выступят: звезда 2 сезона проекта «Голос» – Этери Бериашвили и актер, участник театральных проектов компании «Стейдж Энтертейнмент» – Иван Коряковский.
— Что для вас танец?
— Наверное, это просто жизнь, и все… Но это немного пафосно звучит. Это чуть больше, чем жизнь. На работе я занимаюсь хореографией, прихожу домой и думаю, как мне сделать завтра на работе так, чтобы эти движения смотрелись грамотно и еще интереснее. Работа не заканчивается, она идет постоянно. Именно поэтому, я думаю, есть какие-то результаты и достижения. Просто ко всему нужно относиться, в первую очередь, честно. Я люблю это слово. Мне нравятся слова «порядок», «дисциплина» и «честность». И мне бы очень хотелось, чтобы это было у наших воспитанников. Далеко не все из них станут профессиональными танцорами. Но я бы хотел, чтобы у них привилось отношение к труду, к честности и к достижению целей.
Шоу «В одном ритме по всему миру» состоится 21 апреля в Культурном центре «Москвич». Билеты уже в продаже на сайте или в кассах КЦ.