Open Look: 20 лет для открытий

Open Look = современный танец. В этой простой формуле, которая со стороны кажется незыблемой, явно не хватает некоторого коэффициента. Возможно, рассчитать его и точно определить можно, посетив все события двадцатого фестиваля.



С 14 по 18 августа этого года у каждого была такая возможность — юбилейный Open Look прошел в Санкт-Петербурге.

Можно предположить, что тем самым тайным коэффициентом является М — многообразие. Open Look хочет и может объединить в себе не только все возможные грани и стили современного танца, но и форматы событий. На фестивале традиционно можно и лекции послушать, и мастер-классы посетить, и спектакли посмотреть. А еще форматы эти легко друг в друга трансформируются, — и вот уже во время спектакля ты слушаешь лекцию, и сам становишься участником перформанса.

Может быть, не хватает в формуле А — авторитетности. Open Look — событие удивительной значительности. И тут ему вообще нет равных. Кажется, что в нашей стране любые мероприятия, связанные с contemporary, созданы только для своих и любопытствующих, — Open Look же заявляет о себе гордо, то и дело напоминая в самых разных местах: от разворота в глянцевом журнале до анонса на Dance.ru.

Наверное, стоило бы в основную формулу включить и О — открытость, хоть даже это слово и внесено в название фестиваля. А открыт он не только программой, но и душой. Каждый, кто приходит на фестиваль впервые, сначала может быть немного растерян: и площадки, и публика, и некая сумасбродность организации, присущая и contemporary событиям, и Питеру в целом, могут несколько смутить нечайного посетителя. Но Open Look таким был всегда: он не только сам открыт миру, но и любого своего гостя заставляет раскрыться. Пусть даже через негодование и отрицание.

Юбилейный фестиваль делает это ещё смелее и изящнее, включая в программу совершенно необычные вещи. Между потрясающими по составу иностранными "привозами" и программой, состоящей из спектаклей российских хореографов, на фестивале тонкой змейкой пробираются самобытные перформансы. Один из таких — Со-прикосновение Катрин Решетниковой: суперкамерное событие, в котором одновременно могут принять участие лишь 10 человек. Все они в одно мгновение лишаются одного из чувств — зрения (тут всё безобидно: на глаза надевают плотную повязку) и отправляются в путешествие, состоящее из звуков и прикосновений. В пару к зрителю, лишённому зрения, но наделенного наушниками, встаёт кто-то незнакомый: и вместе в течение почти часа вы исследуете удивительный мир, полный ярких моментов из детства, обыденной жизни, а иногда и чего-то такого, что кажется невероятно близким. Но смотрит зритель не глазами, со спектаклем он знакомится с помощью соприкосновений и звуков. А после, сняв повязку и наушники, знакомится со своим проводником уже вживую.

Иностранцы давно полюбили Open Look — возможно, М — международность — и есть та неуловимая составляющая в незыблемой формуле? В этом году в составе программы особо отметилась Корейская танцевальная кампания и израильская "Вертиго". Конечно, вновь приехали голландцы — Жером Мейер раскрыл свою "Душу номер 2", — да так, что зрители забыли, что они зрители и совершенно естественным образом стали участниками постановки.

Open Look = современный танец. Много, действительно много есть предположений, чего не хватает этой формуле. Но все варианты: и открытость, и многообразие, и международность, и авторитетность — давно уже изучены и прочувствованы каждым, кто посещал этот фестиваль на любом из этапов его становления и развития. Да, в этом определении и правда чего-то не хватает: что-то делает Open Look уникальным, удивляющим и пронзительно смелым.

Но эту загадку не надо отгадывать. Этот неуловимый коэффициент ещё не раскрыт, его нельзя определить и объяснить, но совершенно точно можно почувствовать.