Чемпионат мира 2016 по латиноамериканским танцам, который состоялся в конце октября в Кремлёвском дворце, стал одним из самых ярких, знаковых танцевальных событий года. В этом году не обошлось без сенсаций и удивляющих неожиданностей. Dance.ru уже подробно рассказывал об этом событии, кроме того, нам удалось побывать на закрытом Afterparty и взять комментарии у организаторов и членов жюри. Сегодня же, спустя некоторое время, представляем вам подробные комментарии от Станислава Попова — мэтр российского танцевального спорта рассказал о сильнейшей скамье профессионалов в российской латине, о том почему непобедимы лидеры, о высокой конкуренции и о многом другом.
Такая длинная линейка профессионалов
Я был очень рад, когда в этом году стали профессионалами Никита Бровко и Ольга Урумова, Кирилл Белоруков и Полина Телешова. Как президента Российского танцевального союза меня очень радовало, что у нас получилась такая длинная линейка профессионалов. Это действительно сильнейшая скамья по сравнению с любой другой страной. На сегодняшний день это пять великолепных звездных танцевальных дуэта, которые появились у нас на профессиональном небосклоне. Кроме Евгения Смагина и Полины Казаченко я имею в виду два танцевальных дуэта, которые были в финале, полуфиналистов Романа Ковгана и Дарию Палей, плюс пара Руслана Айдаева и Валерии Кожариновой — они были финалистами чемпионата Европы, но к сожалению, Валерия заболела перед чемпионатом мира, и они не приняли в нем участие.
Очень радует тот факт, что сразу три наших пары вышли в финал этого чемпионата мира. Но еще хочу отметить полуфиналистов Романа Ковгана и Дарию Палей, которым, может, несколько не повезло. Дело в том, что у судей есть возможность вывести в финал шесть пар, то есть поставить только шесть крестиков, и для кого-то из них может быть было сложно вывести в финал четыре российские пары, хотя такое тоже могло произойти. Но несмотря на то, что Роман и Дария остались за бортом финала, это по-прежнему очень сильный дуэт, интересные талантливые ребята. Они были очень хорошо подготовлены.
Высокая конкуренция — отличительная черта Чемпионата мира 2016
Если заглянуть в четвертьфинал, там танцевали Андрей и Анастасия Киселевы. Эта пара два года назад пришла к нам с любительского паркета в Российский танцевальный союз, до этого они танцевали в другой организации. Затем в их жизни произошли изменения, родился ребенок. Они быстро восстановились и вернулись на паркет. На чемпионате мира у них были определенные шансы на полуфинал, хотя уж очень сильный был состав и большое количество именитых пар, которые уже доказали своё право на участие в полуфинале, поэтому Киселевы остались за его бортом. Когда я веду турнир, то следить за дуэтами со сцены несколько сложно, невозможно анализировать то, что происходит на паркете. Но даже общий взгляд на пары, на мастерство танцоров, начиная с 1/8 финала, где выступали 48 дуэтов, показал, что уровень очень высокий. И судьям уже на этой стадии было сложно. Они сами признавались, что за бортом ¼ финала остались многие пары, которые могли бы там быть. То есть, конкуренция была очень высокой с самого начала турнира.
Почему непобедимы лидеры
Оценки в танцевальном спорте очень субъективны. Рейтинг пар складывается из большого количества выступлений на многих турнирах, поэтому соперничать с признанными лидерами очень сложно. Рикардо Кокки и Юлия Загоруйченко впервые стали чемпионами мира в 2010 году, в 2011 они в Москве подтвердили свое звание и затем все последующие годы они выигрывали этот турнир. Они соперничали с Михалом Малитовски и Джоаной Ленис, которые до них были двукратными чемпионами мира в 2008 и 2009 годах. И это было очень острое соперничество. Рикардо и Юлия несомненно очень талантливые, интересные танцоры, которые физически великолепно подготовлены. За это время они стали очень опытными лидерами танцевального спорта. И если пара в отличной форме, если она продолжает развиваться, то у судей не поднимается рука опустить их с этого пьедестала. Для этого нужны очень весомые поводы.
Для публики, которая не очень хорошо знакома с танцевальным спортом, это может быть непонятно. Ко мне подходили люди и говорили, что думали, что выиграют другие пары, называли даже дуэты, которые не вышли в финал. Но это оценка чисто внешняя, может быть это пары, которые моложе, возможно задорнее. Дело в том, что у Рикардо и Юлии есть те качества, которые вырабатываются десятилетиями занятий танцами и многолетним лидерством. И в любом случае, когда судья ставит свою оценку, он выражает свой взгляд на определенный стиль, на то, как должен развиваться танцевальный спорт. То есть судьи формируют развитие этого вида хореографии и спорта на будущее.
Кокки и Загоруйченко — несомненные лидеры. В танцах же нет такого «не доплыл на секунду», «не допрыгнул на сантиметр», «гол не забил». Даже в футболе бывают субъективные моменты, связанные с судейскими ошибками. Но в танцах не голы, очки, секунды, и здесь, конечно, пара, которая в течение нескольких лет выигрывает все турниры в сознании судей, является лидером. По их мнению, надо оставить в лидерах, и танцоры своим танцем дают им такую возможность. Очень сложно вдруг поменять свое мнение. Тот, кандидат, который сможет у них выиграть, должен быть на две головы выше, ярче, чтобы у всех — у судей, у зрителей — было одно мнение, что он действительно достоин первого места.
Невыносимая легкость домашнего паркета
Выступление на домашнем паркете, конечно, легче, но как мы видим, на этот раз он, к сожалению, не помог Евгению Смагину и Полине Казаченко выиграть у пары, которая до этого в официальных чемпионатах у них не выигрывала. Им, конечно, было приятно танцевать, и завершать свои выступления в Кремле. Не только я, но и мировая общественность считает, что на сегодняшний день лучшие официальные чемпионаты, которые проходят в мире — те, которые мы проводим в Кремле. Тут играет роль и само место проведения, и то, что мы делаем по оформлению, по качеству звука и света, по приему участников. Это всё дает возможность считать эти турниры лучшими. Поэтому всем дуэтам здесь, конечно, комфортно танцевать, а нашим особенно. Но одиннадцать судей, которые судят чемпионат мира, не чувствуют, что это их домашняя площадка. Они — судьи, которые пришли со своим каким-то комплексом знаний, понимания ситуации в танцевальном спорте, определенных тенденций его развития. Они исходят из своего опыта, а иногда может и из каких-то других соображений.
Латиноамериканские танцы без латиноамериканцев
Международная латиноамериканская программа произросла из аутентичных танцев, национальных ритмов ча-ча-ча, болеро, самбы. Но она была стандартизирована и создана европейскими преподавателями около ста лет тому назад. Появился конкурсный танец самба, в котором даже название некоторых элементов имеет бразильские истоки, как например, ботафого. Есть элементы в ча-ча-ча, которые носят названия исконно кубинские. Но в этих странах, где очень популярны национальные танцы, народная самба, мамбо, салса и болеро, они нашли применение несколько в иной программе. Есть даже международные федерации мамбо и салсы. Но это другая программа.
Я помню случай в 1979 году, когда проводился чемпионат социалистических стран в Москве во дворце спорта «Дружба». Я тогда не только участвовал в этом событии вместе с Людмилой Поповой, но и помогал в Министерстве культуры с его организацией. Эти чемпионаты проводились с 1975 года, и в 79-м дошла очередь до Советского Союза. На предыдущие турниры не приглашали ни Вьетнам, ни Кубу, которые тоже были соцстранами. А наше министерство культуры сказало: «Как же так, это чемпионат соцстран, и мы не можем их не пригласить». Я говорил, что они этого не танцуют, но тем не менее вьетнамцев и кубинцев пригласили. Представители Кубы даже сначала обиделись, когда им сказали, что их не приглашают на турнир, а приглашают исполнить показательные номера. Они возмутились: «Как же так? Мы — кубинцы и не танцуем ча-ча-ча?» Но, когда они пришли на репетицию и увидели то, что танцуют представители других стран, им это очень понравилось, но они сказали, что действительно они это не танцуют.
На сегодняшний день в этих странах только начинает потихоньку развиваться международная латиноамериканская программа. Но это пока на очень невысоком уровне с точки зрения конкурсной программы латиноамериканского танца, при всей популярности, которую имеют народные латиноамериканские танцы в этих странах.