27 октября в Кремлевском дворце пройдет чемпионат мира WDC 2018 по европейским танцам серди профессионалов. Организатор танцевального события, а также его постоянный ведущий — заслуженный деятель искусств России, президент РТС, почетный вице-президент WDC, Вице-президент APDC Станислав Попов. Генеральный партнер чемпионата мира — «Газпромбанк» (АО). Официальный партнер – Авиакомпания NordStar. Информационный партнер – DANCE.RU.
Сильнейшая российская танцевальная пара, трехкратные чемпионы России, постоянные финалисты чемпионатов мира и Блэкпула, безусловно, претендующие на место в финале — Александр Жиратков и Ирина Новожилова — рассказали нам о том, за что любят Кремлевские турниры, о роли везения в судьбе танцора, о работе с костюмами о многом другом.
«Мы чувствовали поддержку российской публики»
Александр:
Мне очень понравилась публика в прошлом году в Кремле. Все столы были раскуплены. Зрители очень тепло приветствовали, особенно, когда выходили российские пары, это было слышно. Аплодисменты, болельщики кричали, поддерживали! Очень много было знакомых из танцевального спорта, бывших тренеров. Публика очень понравилась. Она всегда в Кремле была отличной, всегда круто поддерживала танцоров и на чемпионатах по латине, и в прошлом году на нашем чемпионате.
Ирина:
Весь прошлый чемпионат мира прошел на очень высоком уровне. Отличная организация была. Всё вовремя. Все было: и раздевалки, и внимание, и вода, что для спортсменов немаловажно. И, конечно, мы чувствовали поддержку российской публики. Может быть, немного в этот раз было по-другому, потому что мы были в финале. Нам было очень приятно, что люди аплодировали, болели громко. Было очень хорошо. Мы надеемся, что и в этот раз будет также.
Музыка была очень красивая, душевная, мы русские фильмы вспомнили. Правда она была не совсем танцевальная, потому что на мой взгляд в танцевальной музыке должно быть больше ритмов, инструментов. Танцоров это очень поддерживает. Но эта музыка — русские романсы, песни из знакомых фильмов — была очень душевная для нас российских танцоров, это были воспоминания детства.
Александр:
Мне нравится такая музыка, она меня заводит, и действительно, она связана с воспоминаниями детства. Не могу даже сказать, что она мне показалась странной для танца. Может, это особенности моего музыкального вкуса, но мне очень понравилось под нее танцевать.
фото: Алексей Исмалилов
«На Кремлевских турнирах всегда все очень четко расписано»
Александр:
Сейчас все турниры проходят на довольно высоком уровне. Единственное, что хотелось бы пожелать, это чтобы было более точное расписание по времени. Кстати, Станислав Попов подает очень хороший пример в этом плане, потому что на Кремлевских турнирах всегда все очень четко расписано по времени. Но многие организаторы грешат нарушением графика, временных интервалов между турами, между группами. Это очень сильно утомляет танцоров, когда ты приходишь в два часа, а следующий тур у тебя только в восемь. Вот эти шесть часов тебя настолько выбивают из колеи, что даже небольшой турнир забирает очень много сил. Вот это я бы изменил. Заставил бы организаторов четко придерживаться расписания.
Ирина:
Мне бы хотелось, чтобы все в нашем спорте — и организаторы, и танцоры — держались одной командой. Потому что сейчас очень многие пытаются тянуть в свою сторону, и получается, что наш небольшой танцевальный мир раскалывается пополам. Нас в принципе не так много, и хочется, чтобы танцы приносили больше радости, чем каких-то неприятностей и ссор. Поэтому я бы хотела в танцевальный мир добавить больше понимания между людьми.
Среди всех турниров в мире помимо Кремлевского мне очень нравится International Championship. Проводится в Лондоне в октябре. Он мне нравится буквально всем — сама атмосфера внутри театра Royal Albert Hall. Площадка там маленькая, но меня это не пугает. Очень близко находится публика, видны лица, ощущается энергетика. Ну и, конечно, музыка. Мне очень нравится оркестр Росса Митчела. Я получаю удовольствие в этом зале.
Александр:
Согласен, что International Championship совершенно особый турнир. Ты видишь лица, эмоции людей. Но при этом амфитеатр создает такое ощущение, что ты на паркете находишься в какой-то интимной обстановке. Ты видишь ближайших зрителей, но в целом трибуны, уходящие вглубь, затемнены. Если сравнить с еще одной очень хорошей площадкой — с Блэкпулом, легендарным залом — она мне нравится меньше. Там очень много яркого света, и ты видишь практически всех прямо перед собой, огромное количество рядов зрителей. И от этого немножко теряется ощущение приватности на паркете. А я люблю, когда все-таки обстановка более камерная.
«Работоспособность и упорство решают, кто становится чемпионом, а кто бросает танцы»
Александр:
Секрет хорошего танцора, мне кажется, в его работоспособности. Потому что у любого спортсмена, и танцора в том числе, или любого человека искусства бывают моменты, когда очень тяжело себя заставить что-то сделать. Кажется, что вот достиг какой-то планки, и чтобы продолжить дальше себя развивать и толкать себя еще выше, для этого нужна именно работоспособность. Иногда ты делаешь это просто «через зубы», потому что ты знаешь, что это нужно сделать. А потом уже приходит вдохновение и вот это ощущение наслаждения танцем. Бывают и подъемы, и спады. Так что работоспособность и упорство здесь решают, кто становится чемпионом, а кто бросает танцы и завершает свою карьеру.
Ирина:
Я совершенно согласна с Сашей, что упорство и время, проведенное на тренировке, стоят на первом месте в списке секретов успеха. Конечно, есть талантливые танцоры, у которых в активе два позитивных момента — талант и работоспособность. Таких у нас немного, но они есть. Но я считаю, что даже те, у кого нет изначально такого потенциала и таких физических возможностей, все равно, если они очень много времени проводят на тренировке, именно вычищая какие-то движения, технику, оттачивая детали, свое мастерство, то они, конечно, выйдут вперед. Я думаю, работоспособность — это очень важный момент.
Александр:
В спортивных танцах очень многое зависит от удачи. Конечно, в любом случае стабильность — признак мастерства. Но существует всегда элемент везения. Часто бывает, что пары на высоком уровне от тура к туру танцуют приблизительно одинаково, то есть у кого-то одни сильные стороны, у кого-то другие, и сравнивать их очень сложно, потому что это субъективный вид спорта. И в этот момент, безусловно, везение решает все. Потому что плюс-минус один крестик или плюс-минус одно место, и ты уже становишься либо чемпионом, либо вице-чемпионом, либо финалистом, либо полуфиналистом.
Ирина:
У нас на каждом турнире, в котором мы участвуем в течение года, выступления достаточно стабильные. Так что у нас нет каких-то несчастливых площадок. Каждый год мы просто меняем тактику, появляется другое восприятие выхода на паркет, потому что турниры повторяются, а результаты бывают и хорошие, и не очень хорошие. И если случается, что вышло что-то не совсем удачно, мы приезжаем на следующий год и стараемся сами ту же площадку немного по-другому воспринимать. Мы наслаждаемся всеми турнирами, по всему земному шару, независимо от результата.
фото: Елена Анашина
«Выделить каждую пару, разглядеть ее специфичность — это не так просто»
Ирина:
Баланс между спортивной и художественной составляющей в наших танцах зависит не столько от самих танцоров, сколько от судей и педагогов. Есть тренеры, которые очень упорно настраивают пары танцевать в каком-то одном определенном стиле. Конечно, развитию дуэтов это мешает. Многие из нас хотели бы танцевать в каком-то своем стиле или предлагать что-то новое, чтобы дальше танцы двигались и развивались. В нашем спорте существует две группы, одна совершенно против всяких новационных движений, более спортивного танца, более сложных физически вариаций. Другая группа, наоборот, против классики, чистоты и простоты танца. Вот если бы это все было возможно совместить, чтобы был баланс между тем и другим, тогда бы у каждой пары была более выражена своя индивидуальность. А сейчас мы видим, что есть десяток пар с одним стилем и десяток с другим. А так чтобы каждую пару выделить, разглядеть ее специфичность — это не так просто.
«Я всегда какие-то плохие моменты, неудачи намеренно переступал и шел дальше»
Александр:
Для меня самым ярким моментом в карьере, наверное, навсегда останется наша самая первая совместная поездка в Англию, когда мы приехали на International и попали в финал Rising Star. Мы заняли там четвертое место. Тогда это было настолько непредсказуемо и внезапно, что для меня это стало самым ярким впечатлением, которое я могу вспомнить в совместном с Ириной танцевании.
Ирина:
У меня таких моментов два. Первый, тут я с Сашей совершенно согласна, когда в самый первый раз как новый дуэт мы выехали в Англию. Мы не ожидали финальных результатов, но мы вышли в финал, да еще и не на последнем месте, а на четвертом. Поэтому это событие всегда для нас будет номер один. И второй очень яркий для меня момент, когда мы впервые попали в мировой финал уже в профессионалах. Причем там была пара, которая вполне могла вместо нас поспать в финал. Мы с огромным волнением ждали нашего номера, и когда его объявили, уже не могли сдержать эмоций. Я немножечко всплакнула (смеется).
Александр:
Я человек, достаточно оптимистичный и позитивный. Таким меня воспитали родители. Поэтому я всегда какие-то плохие моменты, неудачи намеренно переступал и шел дальше вперед. Так что они не особо остались в моей памяти. Конечно, если напрячься и повспоминать, я могу найти какие-то турниры, где что-то не получилось, или был не тот результат, который я хотел. Но вот сходу я даже не могу вспомнить такие случаи.
Ирина:
Я тоже стараюсь негативные моменты быстренько забывать и переключать себя на позитивную волну. И тоже не могу назвать ничего из таких воспоминаний. Кроме, пожалуй, одного случая, когда у меня была небольшая травма — перелом руки. Нам пришлось пропустить Азиатский тур. Вот это был момент, когда я почувствовала: «А что же сейчас? Я не могу выходить на соревнования?» И мы никуда не поехали из-за моей сломанной руки. Вот это единственное негативное, что я могу вспомнить. Мне было обидно, что мы пропустили пять турниров подряд. А так все хорошо! (смеется).
Фото: Иван Иванович
«Иногда так хочется взять и надеть что-то очень неожиданное»
Ирина:
Всегда много интересных творческих идей рождается по поводу конкурсных платьев. Но их нужно перерисовывать, воплощать именно в танцевальный наряд, потому что в танцах всегда все немножко по-другому. Должна быть юбка легкой, чтобы взлетала во время поворотов, чтобы шаги удобно было делать, ногу высоко поднимать. И есть еще такой важный момент — что мне идет, что не идет. Поэтому я стараюсь не очень сильно экспериментировать, но иногда так хочется взять и надеть что-то очень неожиданное. Мои спонсоры для меня достаточно много платьев шьют, стараются воплотить все идеи, которые возможно, заказывают специальную покраску тканей, когда нужно сочетать два разных цвета. Мы с ними заранее, за три месяца, начинаем разрабатывать большой план в течение трех недель, чтобы сразу заказать пять разных платьев, которые могут сильно отличаться, а могут быть очень похожи между собой. В тренировочных костюмах у меня тоже есть свои предпочтения, любимые наряды. Когда мы проходим практику без педагогов, я предпочитаю более комфортную одежду, чтобы это было приятно к телу, чтобы нигде ничего не цеплялось за каблуки. А уже для уроков с тренером стараюсь ближе к конкурсному стилю одежду выбирать. Надеваю юбки, чтобы было ощущение конкурса. И это уже превращается в более торжественное и ответственное событие.
Конечно, реализовать какие-то свои фантазии относительно костюма в европейской программе сложнее чем в латиноамериканской. В стандарте в принципе у девушки всегда должны быть покрыты ноги. То есть мы должны всегда быть в длинных юбках. Я пробовала разные варианты на Азиатских турнирах. Была очень интересная идея — юбка-брюки. В этом сезоне это особенно модно — шифоновые брюки. Кому-то это понравилось, кому-то не очень. Достаточно сложно экспериментировать именно с нижней частью платья. В верху, на топе можно делать очень много вариантов. Это уже ближе к латине. Там, я считаю, больше возможностей из-за того, что можно и короткое платье сделать, и комбинезон, и длинную юбку, и юбку с разрезом. Поэтому в латине проще сделать оригинальное платье, которое будет сильно отличаться от других.
«Мы стараемся выделять время на то, что нас развивает и вдохновляет»
Александр:
Меня больше всего вдохновляет музыка и видео прошлых лет, прошлых чемпионов. Мы периодически их пересматриваем, что-то из таких роликов подталкивает дальше развиваться, что-то новое добавлять в свой танец, экспериментировать. В каждом из чемпионов было что-то особенное. Вот в этой их индивидуальности, неповторимости я и нахожу свое вдохновение, мне за этим очень интересно наблюдать.
Ирина:
Вдохновение приходит понемногу от всего. Это и фильмы, и музыка, и разные поездки, походы в театры и музеи. Мы стараемся несмотря на то, что ездим очень часто по соревнованиям, их очень много на протяжении года, выделять еще время на что-то полезное, что нас развивает и вдохновляет.
«Я — больше стратег»
Александр:
Всеми организационными вопросами в нашем дуэте занимаюсь я.
Ирина:
Александр отвечает у нас за все билеты, поездки, расписания за границей. Когда мы находимся в городе, я, естественно, делаю свое рабочее расписание. Все что касается тренировок, мы решаем вместе. А за режимом слежу я. Чтобы мы оба вовремя ложились спать, правильно питались. В долгих поездках, если есть возможность, есть кухня, я стараюсь готовить сама, чтобы это было здоровое питание, что-то более полезное, чем то, что могут предложить в кафе. В хореографическом плане у нас тоже разделение достаточно четкое. Я больше креатива привношу, а Саша уже отбирает из этого.
Александр:
Я — больше стратег.
Ирина:
Тут у нас все совершенно четко, и мы даже по этому поводу не спорим.
«Судьба меня отвела от футбола в сторону танцев»
Александр:
Мне нравится заниматься любительской видеосъемкой, монтировать небольшие свои видеоролики, видеофильмы. В этом я нахожу успокоение и каким-то образом компенсирую какую-то креативность, которую я не дореализовал в танцах.
Ирина:
Мои хобби — это все, что связано с физической подготовкой. Перед соревнованиями интенсивный график, конечно, там особая программа. А если главный турнир уже прошел, то после него я больше для удовольствия, для наслаждения занимаюсь растяжкой. Мне очень нравится гиротоник. Получаю огромное удовольствие. И, естественно, я очень люблю слушать музыку. Без музыки я совершенно не могу. Даже в свободное время я всегда стараюсь слушать ее.
Раньше я занималась спортивной аэробикой. Это было достаточно давно. Я участвовала в соревнованиях в команде. Мы заняли третье место на чемпионате России. Конечно, для меня было очень сложным решение отказаться от этих занятий. Родители в какой-то момент сказали: «Либо ты аэробикой занимаешься, либо уходишь в танцы», потому что параллельно на одинаково высоком уровне уже было сложновато тянуть оба этих вида. Надо было либо следовать за графиком соревнований бальных танцев, либо спортивной аэробики. Так что, если бы в моей жизни были бы не танцы, наверное, это была бы спортивная аэробика. Потому что я уже знала как это и мне очень нравилось.
Александр:
Мне всегда очень нравился футбол. Но я к счастью, а может и к сожалению, никогда особенно хорошо в него не играл. Поэтому судьба меня отвела от него в сторону танцев. Но очень люблю смотреть футбол и болеть. Был в этом году на чемпионате мира в Москве, смотрел. Очень понравилось.
Ирина:
Мы были бы рады путешествовать не только в места, где проходят соревнования, но у нас очень много поездок на шоу, и турниры. Поэтому у нас просто физически не хватает времени чтобы отправиться куда-нибудь отдохнуть. Мы стараемся раз в год найти возможность хотя бы на неделю уехать и полностью восстановиться, зарядиться свежими эмоциями и силами. Мы бы хотели, чтобы это было чаще. Но пока физически не успеваем путешествовать больше одного раза в год.
«Немножко отдыха, а потом будут только тренировки, подготовка к Чемпионату мира»
Александр:
До чемпионата мира в Кремле мы еще будем танцевать в Америке, в Лос-Анджелесе на Embassy Ballroom Championships.
Ирина:
Мы только что вернулись с турнира в Шанхае — Блэкпул Шанхай. Потом у нас еще будет парочка шоу.
Александр:
И, конечно же International. И вот после него уже, наверное, ничего не будет. Немножко отдыха, а потом будут только тренировки, подготовка к чемпионату мира.
В Кремлевский дворец за нас придут болеть самые наши лучшие болельщики — это наши родители, сестры и братья.
Александр:
Я бы хотел пожелать, чтобы все зрители получили наслаждение от великолепного шоу танца, красивого вечера, красивых людей. А танцорам желаю насладиться, прожить этот момент, прочувствовать его, потому что чемпионат мира бывает только раз в году и нужно наслаждаться каждой минутой этого великолепного события.
Ирина:
Недавно я была в театре, и рядом со мной сидела женщина. Я смотрела спектакль и все время хлопала, потому что мне безумно нравилось, как играли артисты. Я просто не могла сдержать аплодисментов. Несмотря на то, что там может быть и были какие-то маленькие помарочки. А моя соседка сидела и удивлялась: «Девушка, ну что вы так громко хлопаете?» Я говорю: «Но они же стараются для нас. Понимаете, любому артисту это очень важно». Она на меня посмотрела, немного ухмыльнулась и так и продолжала сидеть безучастно, не аплодировала. В какой-то момент я подумала, что это ведь могло быть со мной вот также. Я выступаю, а кто-то сидит и не хочет хлопать. Я бы хотела пожелать публике: «Не стесняйтесь, хлопайте! Мы будем очень-очень рады, что вы оцениваете наше мастерство, даже если у кого-то бывают какие-то помарки, не все идеально, столкновения бывают на площадке. Но нам всем танцорам, которые будут танцевать в этот день на площадке нужна поддержка и просто элементарные аплодисменты». Я считаю, что это очень важно для любого человека, который выступает перед зрителями. А участникам хочу пожелать крепкого здоровья. Чтобы в этот день все хорошо выспались и были в великолепном тонусе, никакие травмы пусть не беспокоят. И, конечно, как и сказал Саша, прожить этот момент. Чемпионат мира проходит быстро, и когда он заканчивается, эти эмоции, эти ощущения уже не вернуть. Следующий год уже будет другим. Организаторам я пожелаю, чтобы все шло как по маслу и прошло успешно, как и год назад. А если будет еще лучше, то мы будем только рады!
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ЕВРОПЕЙСКИМ ТАНЦАМ WDC СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ: подробности и покупка билетов