15 апреля знаменитый паркет Кремлевского дворца принимал участников Чемпионата Европы по латиноамериканским танцам среди профессионалов.
На следующий же день портал Dance.ru представил большой фоторепортаж, а также комментарии участников этого потрясающего события. Сегодня, спустя некоторое время, предлагаем освежить в своей памяти самые яркие моменты. Для этого у нас есть — большой видеорепортаж и комментарии Станислава Попова.
Сначала видео:
А теперь — статья от заслуженного деятеля искусств России, президента Российского танцевального союза, почетного вице-президента WDC Станислава Попова:
О финалистах, стилях, направлениях и судействе в субъективных видах
Нужно сказать, что, исходя из оценок финала, достаточно уверенно Дорин Фрикатану и Марина Сергеева выиграли все пять танцев. Хотя в одном из танцев, в самбе, у них было четыре третьих места из 9 оценок. Это говорит о том, что где-то есть определенные изъяны, недоработки и где-то есть, очевидно, взгляд судей, которые, может быть, по-другому относятся к чемпионскому танцу. То есть у них есть некоторый другой взгляд на их танец. И я могу сказать, что в любом случае, очень уверенно заняли второе место Кирилл Белоруков и Полина Телешова, и третьими стали Никита Бровко и Ольга Урумова.
С Никитой и Ольгой я беседовал после чемпионата. Никита всегда был таким баловнем судьбы. Начиная с ювеналов, юниоров, молодежи он с прежней партнершей выигрывал практически все турниры. Он абсолютно стремительно ворвался на профессиональный паркет и был четвертым год назад в Блэкпуле, выше Дорина и Марины. Но последнее время возможно у судей какая-то переоценка ценностей произошла… Они по-другому взглянули на эту пару. Наверное, им требуется что-то пересмотреть в своем танце, чтобы сильнее себя утверждать. Они очень легкие, изящные ритмичные. Но на этом чемпионате для них была не очень комфортная судейская панель. Никита и Ольга в большой степени ученики 9-ти кратных чемпионов мира Брайана Ватсона и Кармен. В свою очередь Брайан и Кармен были учениками Питера Максвелла, чемпиона мира 70-х годов, который в течении многих лет был в достаточно серьезной оппозиции к тому направлению, которое исповедовает в танце многократный чемпион мира, а ныне президент Всемирного танцевального совета Донни Бернс. Они представляли два разных направления. И, может быть, в какой-то степени первое место учеников Донни Бернса Дорина и Марины — это торжество того направления, которое формирует Донни Бернс, Гейнор Фейвезер и их последователи.
Никита Бровко танцует несколько в другом стиле и занимается у других педагогов. Но это такие танцевально-политические течения, которые, несомненно, присутствуют в субъективно оцениваемом виде спорта. Такое возможно и в художественной гимнастике, такое есть и в фигурном катании. Разные школы, разные направления. Поэтому это достаточно естественно. Возможно на сегодняшний день победила вот эта линия. Как дальше будут развиваться события, во многом, конечно, зависит от танцоров. Насколько они смогут набрать оборотов, насколько они смогут стать еще более сильными исполнителями своего направления, своего танца, потому что каждая пара на этом уровне, это уже пара, которая сформировала свой определенный стиль и свой взгляд на то, каким должен быть танец.
Российская тема с итальянскими мотивами
Об итальянских парах могу сказать, что в какой-то степени это был один из триумфов. На этом турнире было два триумфа — триумф российского профессионального танцевального спорта и триумф итальянского спорта. У нас более длинная скамейка. В Чемпионате 2017 принимали участие 17 пар из России. Великолепно в полуфинале выглядели Валентин Воронов и Алина Имрекова и, обретающие свою лучшую форму после рождения ребенка, Андрей и Анастасия Киселевы. Причем, думаю, что по крайней мере еще 2 пары претендовали на участие в полуфинале этого чемпионата. Это Станислав Николаев и Ульяна Максимкина и Антон и Валерия Семеновы. Чем можно это подкрепить? Например, тем, что две недели тому назад на World Masters в Инсбруке, это турнир, который проходил не на российской территории, он проходил в Австрии, и на нем Семеновы заняли четвертое место.
Танцоры из Германии Валера Мушук и Нина Трауц, которые стали полуфиналистами Чемпионата Европы в Кремле, им там проиграли. Еще раз напомню, что это было не на российской территории, и судейство там было, конечно, международное, высокого уровня. Таким образом и по танцу, и по результату мы могли бы вполне ожидать, что в полуфинале был бы этот российский дуэт. Ну и, конечно, Стас Николаев и Ульяна Максимкина тоже были великолепны. Всего 46 пар принимали участие. Если взять первые 21 пару, из них 11 были российскими. И это, конечно, большой успех российского профессионального танцевального спорта.
Итальянцы тоже показали высочайшее качество. Пять великолепных дуэтов. Три пары в финале. Четыре пары в полуфинале Чемпионата Европы 2017. Это высочайшее достижение. Думаю, что эта конкуренция будет продолжаться. Сейчас посмотрим, как все эти пары встретятся и как распределятся по местам на Блэкпульском фестивале. Это несколько иной турнир. Он проходит уже 91 год. Старейший турнир. На нем судят практически всегда только англичане. Это такая традиция Блэкпула. Иногда в порядке исключения туда приглашались иностранные судьи, такие как Брайан Ватсон, Кармен, Руди Трауц из Германии. Но в основном это английская судейская панель, которая старается быть достаточно объективной и нейтральной в случае, когда они оценивают пары не из Великобритании. Поэтому посмотрим, какие там будут результаты.
А затем в ноябре этого года Чемпионат мира пройдет впервые на острове Пенанг в Малайзии. Впервые Малайзия организовывает этот чемпионат. Посмотрим, как там будет складываться ситуация. Я в принципе ожидаю большие перемены в мировых финалах, потому что, вполне возможно, что в этом году, или может быть в следующем, завершат свои выступления Рикардо Кокки и Юлия Загоруйченко (СЩА), 7-ми кратные чемпионы мира. Близки к завершению карьеры Стефано Де Филипо и Дарья Чеснокова, многократные бронзовые призеры чемпионатов мира (США), Маурицио Весково и Андра Вайдилайте (Канада), серебряные призеры чемпионатов мира и победители Кубка мира в Кремле в октябре прошлого года завершили свои выступления. Интересно, что Андра продолжила свои выступления, но уже с новым партнером, итальянцем Нино Ланжелла. На этот раз, представляя Италию, они заняли 4 место на чемпионате в Кремле. Так что появляется новая волна великолепных профессионалов, которые будут бороться за первенство не только на европейском, но и на мировом уровне. И здесь хотелось бы, конечно, пожелать большого успеха нашим ребятам. Я думаю, что сейчас это будет происходить очень динамично, потому что все они молоды, все они амбициозны и энергичны. Все они чувствуют, что достижение этой цели возможно. Насколько результаты будут корректироваться соперничеством танцевальных школ и направлений, мнениями ведущих экспертов, которые занимают к тому же высокое положение в иерархии Всемирного Танцевального Совета, заранее мы предугадать не можем. Хотя я уже сказал, что это бывает и есть. И всегда было!
Почему в России интерес к спортивным танцам растет, а в других странах падает
Тот спад интереса к спортивным танцам, который наблюдается сейчас в некоторых странах, в частности в Германии, связан, в том числе, и с организаторами. Дело в том, что здесь, общественные танцы всегда были на очень высоком уровне, что подтверждается огромным количеством танцевальных школ. Каждый культурный человек, который входит в жизнь, начиная с выпускного бала в школе, проходит обучение в танцевальной студии, чтобы иметь возможность танцевать на выпускном. Считается, что культурный человек должен уметь танцевать! И вот из такого движения социального танца рождается интерес к спортивным танцам. В Германии всегда проходило большое количество турниров. И были великолепные организаторы. Это был Хайко Фельтенс в Дюссельдорфе. Великолепный десятитысячный дворец всегда был полон, когда там проходили крупные турниры. В Мюнхене Вольфганг Штойер, который организовывал большие турниры в «Олимпия Холле». Мне доводилось там бывать, судить чемпионаты мира. 10 тысяч зрителей на трибунах огромного стадиона, великолепный свет. Последние годы я не слышал, чтобы в Дюссельдорфе, в Мюнхене проходили эти турниры. Там есть турниры очень элегантные и красивые в Бонне в отеле «Маритим». Их организовывает Карл Броер каждый год. Там есть турниры, которые проходят в городе Кемниц, там есть турниры, которые проходят еще в каких-то городах, но общая организационная составляющая немножко снизилась. Уменьшилось количество профессиональных пар немецких и нужно сказать, что на сегодняшний день любительское «танцевание» Германии и, в какой-то степени, профессиональное очень связаны с Россией, потому что там много танцевальных дуэтов, которые или полностью выходцы из Советского союза и из России, или только партнер или партнерша.
Возможно, некоторое снижение интереса к танцевальному спорту произошло еще и потому, что раньше всегда телевизионная компания ARD в Германии транслировала эти турниры, а теперь этих трансляций нет. Помню был великолепный турнир ARD-Гала, который организовывал один из судей нашего кубка Кремля Харальд Фрам, в прошлом вице-президент International DanceSport Federation (IDSF). Лет 20 тому назад мне довелось там судить. Его показывали на всю Германию и Европу. В рамках каждого такого турнира были выступления различных танцевальных школ, то есть было такое единое направление конкурсного танца, любительского, профессионального и массового в школах танцев.
Мы знаем, что в Великобритании, допустим, ВВС показывало танцевальные турниры, и в свое время они транслировали чемпионат соединенного королевства UK. Но это уже лет как 15 прекратилось. А ведь телевидение, конечно, очень важно для пропаганды танцевального спорта, а танцевальный спорт важен для пропаганды общественного танца. Я думаю, что танцевальный спорт социально очень важен для каждой страны!
В России сегодня проходит огромное количество турниров в рамках календаря Российского танцевального союза: порядка 150 любительских турниров и некоторые из них имеют возможность быть представленными на тематических каналах НТВ+, МАТЧ ТВ, такие как Арена, Спорт 1, Наш спорт. Но, конечно, не все турниры. Мы наблюдаем сейчас в нашей стране серьезный подъем интереса к танцевальному спорту. Но нам кажется, что всё-таки сам танцевальный спорт еще недооценен. И он может быть еще более массовым, исходя из того, что у этого вида спорта может быть большая социальная составляющая, потому что для мальчиков, девочек, юношей, девушек, мужчин, женщин это не только физическое развитие, но и духовно-нравственное. Поэтому мы видим в танцевальном спорте не просто спортивную и развлекательную составляющие, но еще и важную воспитательную роль. Это как раз то гармоничное воспитание, о котором мы всегда мечтали в Советском Союзе и, надеюсь, что наше руководство хотело бы продолжать развивать это и в сегодняшнем российском обществе. Танцевальному спорту нужна поддержка государства и другой взгляд на развитие танцевальной культуры, как составной части общечеловеческой культуры. Пока все развивается благодаря энтузиазму людей, посвятивших жизнь любимому делу.
С 1988 года я являюсь организатором крупных национальных и международных турниров в больших спортивных залах: в Лужниках в Москве и «Ледовом» в Санкт-Петербурге. Уже 23 года провожу события в Кремле, и надеюсь, что они будут продолжаться. Все это с каждым годом привлекает огромное количество интересных людей, которые, в свою очередь, тоже поддерживают своим участием развитие танцевального спорта. Растет число занимающихся ProAm и это достаточно состоятельные люди. Они серьезно тренируются, танцуют с чемпионами, готовят свои показательные выступления и участвуют в турнирах. Неудивительно, что иногда эти дамы или мужчины открывают свои студии. У нас в последнее время наблюдается такое, достаточно массовое открытие студий бального танца. То есть люди все больше и больше вовлекается в процесс занятия бальными танцами, потому что человек интуитивно чувствует, что это та культура, которая создает более интересные возможности для их досуга, здоровья и жизни. На сегодняшний день дискотеки или танцы в клубе в какой-то степени начинаю изживать себя. Люди опять возвращается к парному танцу. Мужчины хотят танцевать с женщинами, а женщины, конечно, хотят танцевать с мужчинами. Ценность парного танца, культура танца становятся опять востребованными!
Напомним: 28 октября в Государственном Кремлевском дворце будет проходить Чемпионат мира по европейскому стандарту среди профессионалов.